Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Профсоюзный комитет

×
Новости О профсоюзе Структура История профсоюза Документы Банк достижений профсоюза ТвГУ

История профсоюза

                                                                 Из истории вузовского Профсоюза                                                                                                                                    

            Замечательные даты  - 100-летие (15  июля 1921г.) получения  нашим институтом  статуса вуза и 50-летие  (1 сентября 1971г.) преобразования  Педагогического  (с 1931г.) института  в Калининский  государственный университет –  актуализируют внимание  и к истории профсоюзной организации вуза,  не только уникально отражающей  историю университета, но,  главное, позволяющей  понять особенности, проблемы и перспективы дальнейшего развития вузовского профсоюза.

         Созданный  в разгар Великой российской революции в июне 1917г., преобразованный из Учительского в Педагогический  в сентябре 1918г.,Тверской педагогический институт  приобрел статус высшего учебного заведения летом 1921года  в момент тяжелейшего общественно-политического кризиса. Только закончилась Гражданская война. Ее трагическими последствиями стали  деурбанизация, деинтеллектуализация,  депролетаризация  общества, массовый голод, эпидемии, беспризорность, всеобщая  маргинальность, взорванные  железные дороги, разрушенные предприятия ,заброшенные посевные земли.  Сама РКП(б) переживала глубокий  внутренний кризис,  грозящий  расколом партии, а значит расколом и советской власти.  Кризис партии выразился во внутрипартийной дискуссии о профсоюзах.  Должна ли РКП(б) сохранять свое руководящее положение в Советах или она должна передать управление страной  профсоюзам - массовой выборной организации трудящихся?  Какие могут быть функции профсоюза в стране победившего пролетариата?  Должны ли вообще существовать профсоюзы в условиях диктатуры  пролетариата? Эта острейшая дискуссия закончилась утверждением идеологемы, сформулированной  В.И.Лениным:  профсоюзы должны быть  «приводным ремнем от партии к массам»,  т.е. распространителем коммунистической идеологии, организацией, формирующей ценности самоотверженного, ответственного  и честного труда на благо социалистической Родины и параллельно решающей социально-бытовые вопросы работников,  контролирующей трудовую дисциплину, охрану труда и т.д.

        Именно с этими  функциями профсоюзная организация  была создана осенью 1922г. в  Тверском педагогическом институте. Структурно она была звеном Всероссийского Профсоюза работников Просвещения и социалистической культуры,  созданного еще в июле 1919г. Но по факту  первый местком, избранный от 150 человек – преподавателей и сотрудников молодого вуза, формировался в тесной связке с партийной и комсомольской организациями в контексте политики идеологизации и пролетаризации высшей школы. 

   Очень скоро  определилось  место профсоюза в вузе. Объединяя в одной организации  как руководителей, так и  работников, профсоюз в вузе был, по сути, государственным средством управления:  в системе всеобщего  централизованного распределения  именно через профсоюзы стало осуществляться государством  распределение  социальных благ: путевок в санатории, пансионаты,  пионерские лагеря,  экскурсии, премии.  Профсоюзы контролировали очередность распределения жилья (при этом получение комнат, квартир в соответствии с очередностью четко  увязывалось с эффективностью деятельности работника и его идеологической состоятельностью), организовывали социалистические соревнования, субботники, художественную самодеятельность, пропагандировали трудовые  достижения, вели культурно-массовую работу  на кафедрах, факультетах, структурах вуза. 

  Огосударствление профсоюзов, конечно, определяло и их бюрократизацию, но тем не менее именно профсоюзы формировали в вузе ту особую корпоративность (совместный труд, совместный отдых), которая сегодня рассматривается социологами как необходимое условие эффективности любого производства.

Не останавливаясь в этой статье на истории вузовского профсоюза периода советской модернизации 20-60-х годов XX века, следует отметить, именно это:  на всех этапах развития вуза его профсоюзная организация служила жизненно важным потребностям и интересам коллектива преподавателей и сотрудников и была именно корпоративным объединением людей, связанных совместным трудом, отдыхом, взаимопомощью. 

 Историю профсоюзной организации Тверского государственного университета можно разделить на 3 периода: советский (70-80-е гг.), переходный (90-е годы), современный (с 2003г. по настоящее время). Почти соответственно этим периодам сменилось 4 председателя профсоюзной организации: с 1967г. и до 1983г. профсоюзную организацию возглавляла Варвара Ивановна Зимина, работавшая до ее избрания председателем профкома методистом общеуниверситетской кафедры марксизма-ленинизма; в 1983г. Обкомом работников народного образования и науки была назначена и.о.председателя профкома  Раиса Филимоновна Бянина, которая в 1985г. была избрана конференцией преподавателей и сотрудников на очередной пятилетний  срок. С конца 1990г. и до 2001г., в самый сложный для вузовского профсоюза период, руководство профорганизацией осуществляла Татьяна Алексеевна Шверина, доцент общеуниверситетской кафедры медицинских знаний. В октябре 2004г. председателем была избрана Цветкова М.В., доцент кафедры истории и краеведения.

     К моменту образования университета ( сентябрь 1971г.) профорганизация ТвГУ являлась неотъемлемой частью жизни вуза. Все сотрудники ( более 1500 чел.) университета были членами профсоюза. Хотя членство было добровольным, но не быть членом профсоюза значило не иметь возможности получить бесплатную путевку в санаторий (приблизительно 13-15 путевок в год), для ребенка -  в пионерский лагерь, талоны на диетическое питание в университетской столовой и др.льготы, т.к. фонд социального страхования, предоставляющий все эти блага, находился в ведении профсоюза. Во всех крупных структурных подразделениях функционировали профбюро во главе с председателями, на каждой общеуниверситетской кафедре ( их было 10 в середине 70-х годов) избирались профорги. Основные направления работы – охрана труда, решение жилищных проблем сотрудников через постановку на очередь, контроль очередности и распределения выделяемых университету квартир на заседаниях профкома, организация оздоровительной, спортивной и культурно-массовой работы и т.д. – были традиционными и решались во взаимодействии с университетским парткомом. Особое значение придавалось в 70-80-е годы организации социалистического соревнования между кафедрами, факультетами. Социалистическое соревнование в вузе включало в себя показатели по всем основным направлениям деятельности: учебно-методической, научной, воспитательной. При профкоме их числа администрации и членов профкома создавались комиссии, которые разрабатывали критерии оценки, подводили итоги. Факультеты и кафедры, занявшие три первые места, награждались экскурсионными поездками, денежными премиями. Экскурсионные поездки в Прибалтику, Молдавию, Белоруссию были частым явлением в жизни университетского коллектива, также как и спортивные соревнования между кафедрами, факультетами по стрельбе, волейболу, лыжным гонкам и др. Яркими представителями профкома в 70-80-е годы были Сланевский Л.В., Рудяк В.М., Сысойкина Г.А., Шмелева Т.В., Сорокина И.И.,  Аксенова Л.А., Лапина Г.П. и др.

    Принципиально стала меняться ситуация в 90-е годы. На фоне разрушения СССР, марксистской идеологии и всей социально-производственной системы хозяйствования, в глубоком кризисе оказались отечественные профсоюзы, в том числе и профсоюз образования. Фонд социального страхования был выведен из-под контроля профсоюзов. Как шагреневая кожа стала сокращаться система распределения материальных благ через профсоюз. Начался массовый отток людей из профорганизации, которая трудно искала свою перспективу развития: следует ли ей ориентироваться на  противостояние власти, университетской в том числе, либо, сохраняя традиции советских профсоюзов, строить модель социального партнерства. Вузовский профсоюз во главе с Т.А.Швериной, активно участвуя в различных акциях протеста, которые организовывал Общероссийский профсоюз работников образования и науки, вместе с тем предпринял меры для сотрудничества с администрацией университета в целях социальной поддержки преподавателей и сотрудников. Так, на одной из профсоюзных конференций проф.Рудяк В.М. предложил создать добровольный фонд социальной поддержки для помощи тем, кто оказался в тяжелом материальном положении, и сам внес внушительную сумму в этот фонд из средств выигранного им гранта. В условиях низкой оплаты труда, хронических задержек в выплате заработной платы, создание фонда не получило поддержки у коллектива, но именно с этого времени стала складываться система совместных действий администрации и профкома по оказанию материальной помощи работникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Тогда же на фоне огромной потребности преподавателей и сотрудников в жилье (в очереди на улучшение жилищных условий в университете  в середине 90-х гг. насчитывалось более 100 чел.) инициатива профкома о предоставлении работникам университета жилья в общежитиях нашла поддержку со стороны администрации. Со временем эта система заработала и позволила решить жилищные проблемы многих востребованных и значимых для университета преподавателей и сотрудников.     Так, постепенно, в условиях рыночной трансформации общества роль университетского профсоюза принципиально менялась: функция  распределения материальных благ отошла на второй план, но усилились функции по правовой и социальной защищенности работников через права и гарантии коллективного договора, обеспечении достойной оплаты труда, охраны труда и его безопасных условий. 

 Именно такие приоритетные направления работы определились в профсоюзной организации в начале XXI века На них профком сосредоточил усилия в контексте организации социального диалога с администрацией вуза на фоне жесткого реформирования высшей школы в РФ.

Еще в начале 2005 года стал реальностью уход государства от ответственности за финансирование социальной сферы в вузах, от признания работников высшей школы объектами социальной защиты, активная коммерциализация образования.

Множество образовательных законов, принятых в последующие годы (о введении ЕГЭ, об установлении уровневого образования, об автономных учреждениях, о государственных образовательных стандартах и др). привели к тому, что сфера образования была лишена почти всех федеральных налоговых льгот, которые она имела как сфера, выполняющая государственную, конституционно закрепленную, функцию. 

На фоне быстро меняющегося законодательного поля, кризисных явлений в стране явно обозначилась тенденция сокращения бюджетного финансирования науки, ограничении самостоятельности вузов в решении внутренних вопросов, и, одновременно, превращение вузов в предпринимательские структуры, ориентированные на трансформацию высшего образования в товар массового спроса.

В этой ситуации весной 2006г. был принят коллективный договор, который качественно поднял уровень защиты социально-трудовых прав работников университета. В коллективный договор ТвГУ 2006-2009гг. были внесены такие права и гарантии работникам университет как право на получение единовременного пособия  в связи с уходом на пенсию (от одного до трех окладов в соответствии со стажем работы в вузе); право на двойную оплату труда преподавателей и сотрудников за работу в выходные и праздничные дни; право на гибкий график работы для женщин, имеющих малолетних детей; право на оплачиваемый выходной день 1 сентября для родителей, чьи дети идут в 1 класс; право на предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков по различным семейным обстоятельствам и т.д. Одновременно, было утверждено корректное и широкое по направлениям «Положение  о социальной поддержке работников ТвГУ», в соответствии с которым ежемесячно двусторонняя комиссии решала и решает до настоящего времени вопросы социальной и  материальной поддержки работников университета. 

Социальная эффективность университетского колдоговора 2006-2009гг. была отмечена Центральным комитетом общеотраслевого Профсоюза,  Тверским обкомом Профсоюза работников образования и науки, наградившими университетский профсоюз почетными грамотами и дипломами  в 2009-2012гг. В 2014г. коллективный договор ТвГУ 2009-2012гг. был признан в рамках  конкурса Обкома Профсоюза лучшим по эффективности среди вузов г.Твери. Это первенство университетский профком удерживает и до настоящего времени. Более того, в 2018г.и в 2020гг. коллективные договора ТвГУ 2016-2018гг. и 2019-22гг. были удостоены Почетными дипломами Федерации Тверских Профсоюзов как победители региональных конкурсов «Лучший коллективный договор».

Социально-экономическая ситуации в вузе в 2007-2011гг. осложнялась переходом на новую систему оплаты труда (НСОТ). Цель НСОТ в контексте реформирования высшей школы - введение дифференциации в оплате труда с учетом качества и результативности каждого в учебном процессе. При этом все нормативные документы, предшествующие отмене единой тарифной сетки (ЕТС), на основе которой осуществлялась оплата труда, были рамочными, закрепляющими только принципы и оставляющими большое поле неопределенности в отношении базовой части заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат.В марте 2008 года профком от имени профсоюзной организации преподавателей и сотрудников университета поддержал Заявление Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы в адрес Президента и Правительства РФ о готовности к проведению массовых акций протеста в целях защиты социально-экономических прав работников вузов, если обещанное повышение заработной платы не будет осуществлено.

Протест профсоюзов был услышан, 15% повышение заработной платы в 2007,2008 г.г. было профинансировано.  Следует особо подчеркнуть, что все повышения заработной платы работников образовательной сферы в течение 2005-2009 годов происходили в результате давления Общероссийского Профсоюза работников образования и науки на Правительство. Так было в 2005 году (с января на 20%, с сентября на 11%), так было в 2006 году, когда только  после Всероссийской акции в октябре 2005 года Правительство РФ приняло решение о повышении заработной платы бюджетных работников в мае на 15%, в сентябре на 11%. Результатом совместных усилий Рособразования и Профсоюза стало увеличение доплат профессорско-преподавательскому составу (ППС) вузов с ноября 2006 года за наличие ученой степени кандидата наук (с900 до 3000 рублей) и доктора наук (с 1500 до 7000 рублей).

Низкая заработная плата преподавателей (в 2008 году так же, как и в 2006, средняя заработная плата преподавателей вузов составляла лишь 60% от средней по России по данным Федеральной Службы Госстатистики), обуславливала и низкий статус преподавательского вузовского сообщества, постоянное уменьшение количества молодых преподавателей в вузах Поэтому переход к НСОТ рассматривался профкомом как  фактор повышения оплаты труда и как средство регулирования  внутренних социально-экономических отношений, перераспределения бюджетных и внебюджетных средств в интересах поддержки молодых ученых, научных школ и проч. В сентябре 2008 года состоялась конференция трудового коллектива, утвердившая  Временное положение об оплате труда, впервые определившем квалификационные уровни, базовые оклады по ним, принципы стимулирующих и компенсационных выплат. При этом заработная плата в вузе увеличилась по всем категориям практически на 30%. 

     Переход к новой системе оплаты труда сопровождался очень болезненным процессом «оптимизации штатного расписания вузов», растянувшимся на 10-летие и сопряженным в соответствии с политикой в социальной сфере с повышением уровня оплаты труда.

    Считая, в целом, необходимой оптимизацию численности штата, профком резко возражал против такого сокращения, которое было бы разрушительным для кадрового потенциала ППС, конкурентоспособности и перспективности в развитии. 

Массового сокращения в университете не произошло, но к началу 2012г. штатное расписание вуза уменьшилось с 2497 ставок до 1815.   Учитывая особенности процессов оптимизации и разрабатывая проект КД 2009-2012гг., профком внес в него статьи, закрепляющие  гарантии членам профсоюза при их  увольнении в связи с сокращением численности или штата работников, а также статьи, расширяющие нормы ТК РФ по предоставлению преимущественных прав на оставлении на работе при равной квалификации (при сокращении штата или численности), а именно преимущественное право было закреплено  за лицами предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии), за одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 18 лет, лицами, имеющими ребенка-инвалида до 18 лет.

Все неурегулированные разногласия, возникавшие в ходе оптимизации штата между администрацией и сотрудниками, профком стремился разрешить посредством переговоров, но в исключительных конфликтных ситуациях собиралась Комиссия по трудовым спорам. Только в течение 2010-2014гг. КТС  провела 12 заседаний, из них 3  связано с увольнением или сокращением ставок работников. Из 12 рассмотренных дел 7 было решено в пользу обратившихся в КТС сотрудников. 

Сохранение кадрового потенциала не только через правовую защиту, но и через всю систему социальной поддержки, через создание корпоративного социального пакета, поддержание корпоративных традиций, проведение  традиционных университетских (День науки, День пожилого человека, День Победы и др.) праздничных мероприятий являлись всегда особо значимым направлением в деятельности профкома.

Всегда яркими и запоминающимися были митинги в честь Дня Победы советского народа над фашистской Германией. В 2005г. в университете работало более 70 преподавателей и сотрудников – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Они по праву составляли тот стержень вузовского сообщества, который значимо и сильно влиял на весь университетский коллектив, определяя сохранение и развитие лучших патриотических и педагогических традиций и новаций вузовской жизни. День 9 мая был для университетских ветеранов личным и всенародным Днем Победы и гордости, скорби и благодарности. И эту высокую тональность они задавали всем университетским мероприятиям, посвященным победе в Великой Отечественной войне. Эту высокую тональность стремились сохранить и ректоры вуза - А.Н.Кудинов, В.П.Гавриков, А.В.Белоцерковский, Л.Н.Скаковская – и  активисты профкома: Никольский В.М., Мартынова Г.П., Кунтыш В.Н., Кулагина Г.А., Могилевский И.Ш.,Вишнева О.Н. и многие другие.  В 2019г. в университете был создан Совет ветеранов ТвГУ, его председателем была избрана Н.С.Воскресенская. а в 2020г. совместно с Ассоциацией выпускников ТвГУ (председатель – Пленкин В.Л.) профком подготовил Реестр Памяти участников Великой Отечественной войны – работников университета - 138 имен,  Реестр Памяти тружеников тыла, узников концлагерей , блокадников -174 имени. В подготовке Реестров Памяти деятельное участие приняли Орлов Ю.Д., проф. физико-технического факультета. 

     Организуя свою деятельность по защите интересов работников ТвГУ, профсоюз активно сотрудничал и продолжает взаимодействовать с профорганизациями тверских и российских вузов. Профсоюзная организация университета является членом Евразийской Ассоциации профсоюзных организаций университетов (ЕАПОУ), ежегодных семинар-совещаниях председателей вузовских организаций, проводимых Координационным Советом председателей вузовских профсоюзов.  В феврале 2015г. М.В.Цветкова  приняла участие в работе IX съезде Федерации Независимых Профсоюзов России. В 2019г. профсоюзная организация ТвГУ занесена в Книгу Почета Общероссийского Профсоюза работников образования и науки.       

Профсоюзная организация университета является одной из наиболее сильной и многочисленной организацией в области. 72% работников вуза являются ее членами. Профком ясно осознает свои сильные и слабые стороны, видит перспективу своей работы и уверен, что те задачи, которые сегодня стоят перед профсоюзной организацией при всей их сложности и многогранности вполне решаемы. Потенциал для этого есть.

 

Информация


Адрес: Студенческий переулок, 13 А

-: (4822) 35-75-85

Email: trade-union@tversu.ru